Научить маленького дошкольника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от воспитателя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.Для развития всех сторон и функций речи очень благоприятен старший дошкольный возраст. Однако иногда то, что освоили дети в средней группе, мало совершенствуется и даже утрачивается в старшей и подготовительной. Чтобы этого не произошло, воспитатель должен знать особенности речи детей старшего дошкольного возраста и уметь анализировать высказывания детей на занятиях, в самостоятельной деятельности, общении со сверстниками. Это позволит определить, насколько правильно ребенок осваивает родной язык.
Уровень освоения лексики характеризуется способностью ребенка пользоваться разными формами слов, синонимами и другими оборотами. В пределах одного рассказа ребенок использует несколько форм одного существительного и прилагательного. С помощью глаголов ребенок часто характеризует поступки людей.
В первую очередь воспитателю нужно больше внимания отводить на словарную работу. А именно:
— формировать словарь, отражающий все стороны действительности;
— воспитывать навыки пользования вспомогательным словарем (наречиями, предлогами);
— приучать детей пользоваться образными выражениями.
Элементы связной речи формируются у детей уже среднего дошкольного возраста. Высказывания по рассказу состоят из 30-60 слов. В старшем дошкольном возрасте уровень сформированности у детей связной речи в самостоятельных высказыв
1000
аниях практически не меняется. Для среднего и старшего дошкольника дифференцированно используют языковые средства и части речи. Аналогично дети пользуются и грамматическими средствами.
Очень важно, чтобы ребенок правильно строил сложные предложения. От этого зависит формирование правильной связной речи.