консультация для родителей Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка

В консультации раскрывается взаимосвязь развития мелкой моторики пальцев рук и речевого развития ребёнка.
Использовались материалы книги Е. Н. Краузе ЛогопедияВсе движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного, и улавливать ритм речи.
Будьте внимательны! Следует обратиться к детскому врачу и срочно принять меры для развития движений рук, если:
• К 3,5 месяцам ребёнок не тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты;
• К 4 месяцам он не сводит ручки по средней линии, не разглядывает их, не играет с ними;
• К концу 5 месяца малыш не может уверенно потянуть руку к игрушке, не тянет предмет, находящийся в руке в рот;
• К концу 6 месяца он не может ухватить кубик, не перекладывает предметы из руки в руку;
• К концу 7 месяца не вращает кистью с удерживаемой игрушкой;
• К концу 8 месяца ребёнок не может удерживать между указательным и большим пальцем пуговицу;
• К концу 9 месяца не хлопает в ладоши, не пытается самостоятельно пить из чашки;
• К концу 12 месяца не бросает предметы
1000
в игре, не берёт мелкий предмет двумя пальцами, не может подать игрушку взрослому;
• В 1 год 2 месяца не пытается рисовать каракули;
• К 1 году 5 месяцам не ставит кубик на кубик, не пытается собрать пирамидку;
• К 1 году 7 месяцам не разворачивает завёрнутый в бумагу предмет;
• К концу 1 года 8 месяцам не ставит 3 кубика друг на друга, не может чертить прямые линии;
• К концу 2 года не может отвинтить крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч;
• К з годам не может перелить жидкость из одной ёмкости в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами (под контролем взрослого), не может раскатать пластилин;
Итак, тренировать пальчики ребёнка вы можете уже в течение первых пяти месяцев.
Первое упражнение: поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястьям.
Второе упражнение: сгибание-разгибание пальцев. По очереди берите каждый палец ребёнка и сгибайте и разгибайте его.
Эти упражнения рекомендуется выполнять каждый день не меньше 2-3 минут.
В этом же возрасте можно играть в «Сороку».
В возрасте 9 месяцев начните более активную тренировку: для массажа (если он необходим) можно использовать приёмы растирания и вибрации, а можете сразу перейти к играм с пластилином (солёным тестом) или бусинами, пусть малыш разрывает или мнёт бумагу.
В полтора года предложите ребёнку шнуровки. Игры с прищепками, спичками и т.п.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.
Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.
Затем сразу следует перейти к упражнениям активной пальчиковой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребёнка.