ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
1. Формировать умение определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
3. Познакомить с буквой К.
1. Формировать умения чётко произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.
Развивающие:
1. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
2. Совершенствовать навыки звуко — слогового анализа.
3. Повышать речевую активность.
Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
3. Воспитывать культуру речевого общения.
Оздоровительные:
1. Формировать умения расслабления мышц (во время физкульт минутки).
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
1. Формировать умение определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
3. Познакомить с буквой К.
1. Формировать умения чётко произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.
Развивающие:
1. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
2. Совершенствовать навыки звуко — слогового анализа.
3. Повышать речевую активность.
Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
3. Воспитывать культуру речевого общения.
Оздоровительные:
1. Формировать умения расслабления мышц (во время физкульт минутки).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: обогащать словарный запас детей: свиток, постигнет, зашифруем.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами.
МЕТОДЫ:игровая мотивация, сказкотерапи
1000
я, словесный, наглядный (иллюстрации), практический: упражнения со звуками и буквами
ПРИЕМЫ: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.
ОФОРМЛЕНИЕ: замок, озеро, полянка, домик с кармашками, бассейн, диск с музыкальным сопровождением, магнитофон
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К. Для этого мы отправимся в королевство звуков.
Дети проходят в группу. Заходят, слышится сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!
Воспитатель: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток):
«У меня стряслась беда,
Помогите, детвора,
В замок мой ворвался ветер
Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал,
Чтобы замок вновь собрать,
Нужно знанья показать.
Справиться с любой задачей,
И постигнет вас удача.
С делом справитесь иль нет,
Вам подскажет мой секрет».
Воспитатель: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).
Воспитатель: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).
Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К’- К’- К’- К’, попробуйте. (дети произносят К’- К’- К’- К’).
Воспитатель : Определите по произношению, как работают ваши губы, зубы, язык. Воздух встречает преграду, значит звук какой?
Дети: несвободный, согласный.
Воспитатель: Отгадайте загадки:
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады
(Кот.)
(Выставляется картинка кота)
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит)
(Выставляется картинка Кита)
Дети рассматривают картинки, выделяют первые звуки в словах кот, кит, сравнивают и анализируют их ([к]-твердый, [к’]- мягкий).
За правильно выполненное задание появляется первая деталь замка: флигель
Воспитатель читает сказку Г. Юдина «Как варить компот» (см. приложение)
Воспитатель: «Дети во время прослушивания сказки запоминайте слова со звуками ([к]-твердый, [к’]- мягкий).
Дети запоминают и называют слова со звуками [к], [к’].
Воспитатель : Ребята, задание вы правильно выполнили, вот деталь от нашего замка
Воспитатель: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 2 часть: крыша
Воспитатель: Выйдем на полянку
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.
— Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».
(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).
(Дети справляются с заданием, появляется еще одна часть замка-дверь).
Воспитатель: Встаем и отправляемся дальше.
Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.
— Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам:
1 — коза, корова, кабан,
2 — собака, белка,
3 — волк, барсук, хорек.
Физкультурная минутка
Ветер снова закружил (дети кружатся),
С головою нас накрыл (закрывают голову руками),
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),
Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),
Сядем дружно все в кружок (подходят в круг),
От
1000
дохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),
(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),
И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).
По окончании задания, появляется 4 часть-стена
Воспитатель: Замок вновь почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь, стена.
Не хватает лишь окна.
(Дует ветер и раздается голос)
Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку,
Загадаю вам загадку,
Где отыщите ее,
Будет там вам и окно.
А не справитесь, тогда,
Вновь разрушу замок я!
Воспитатель : Мы слушаем тебя, ветер.
Ветер: Серая по лужку она важно бродит,
Из воды сухой выходит.
Дети: Это утка.
Воспитатель : Мы к бассейну подойдем
Может, утку там найдем.
Идут к бассейну и находят игрушку-утку. Читают задание: в какой части слова живет звук «К», какой он твердый или мягкий
Дети: В середине, твердый
Воспитатель : Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.
Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.
Король: Вот спасибо, помогли,
От беды меня спасли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
— Я хочу познакомить Вас с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.
Воспитатель: Ребята, давайте сядем и в своих тетрадочках заштрихуем букву К ,к горизонтальными линиями слева направо.
Каким цветом будете заштриховывать букву К,к?
Дети: Синим и зеленым
Воспитатель: Почему?
Дети Звук [к] – твердый, [к’] – мягкий.
Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».
Дети выбирают подарки: конфеты (так же лежит печенье)