В данной консультации раскрываются некоторые психологические особенности леворуких детей.
РЕБЁНОК ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ
Уважаемые коллеги, наверное, у каждого из вас в группе есть дети с ведущей левой рукой. Я думаю, вас интересуют такие вопросы: «В чём их особенность?», «Как определить левша ребёнок или нет?», «Надо ли переучивать такого ребёнка и какие сложности могут при этом возникнуть?».
Для начала давайте определимся с похожими понятиями «левшество» и «леворукость». Леворукость – предпочтение, активное владение левой рукой. Тогда как «левшество» — более комплексная характеристика. Оно не ограничивается только леворукостью. Учёными доказано существование «левоногости», «левоглазости», «левоухости».
Леворукость – преимущественное владение левой рукой – зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга и своеобразия высших психических функций.
Написать психологический портрет ребёнка-левши очень сложно. Во-первых, эта категория детей недостаточно изучена, во-вторых, основными «мазками» этого портрета всё таки будут индивидуальные черты каждого отдельного ребёнка, а в третьих, праворукий мир по прежнему предвзято относится к непохожим людям.
Психология и педагогика располагает данными о том, что левши имеют более низкие, чем у правшей, показатели развития лишь некоторых психических функций. Так, леворукие могут хуже понимать и анализировать ситуации, могут иметь не
1000
сколько сниженный словарный запас, хуже овладевать навыками чтения, письма, зато у них часто отмечаются более высокие математические способности.
При постижении нового и незнакомого леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), поэтому им требуется опора на рисунок, натуральный объект или какое-либо другое вспомогательное средство.
Ещё одна особенность левшей заключается в том, что они хуже воспринимают (не путать «видят») то, что расположено слева от них. Именно поэтому, показывая ребёнку картинку, нужно размещать её немного правее.
Леворукие дошкольники обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны, хуже привыкают к смене обстановки. Они более подвержены к возникновению неврозов.
Леворукие дети значительно лучше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праши считают их абсолютно одинаковыми.
Для левшей обычно трудна работа в больших группах. При жёстко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Их стихия – индивидуальная работа, в которой можно проявить собственную инициативу и интуицию.
«Сверхспособность» левшей к интуитивным озарениям дали миру многих выдающихся учёных и способствовали множеству открытий (Ньютон, Эйнштейн, Максвелл, Павлов и др.).
Многими исследователями подчёркивается медлительность леворуких дошкольников, особенно при рисовании, письме, речевой деятельности. В то же время есть данные об их двигательном беспокойстве и гиперактивности. Одно ничуть не противоречит другому: медлительность наблюдается при выполнении тонких координированных двидений и общая моторная расторможенность.
Также леворуким нелегко даётся всё то, что связано с необходимостью переключения с одного процесса на другой (или с одного действия на другое). Внешне это проявляется в «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе и речи. Для детей левшей характерно более позднее начало речи.
Многие педагоги, работая с левшами, отмечают их богатое воображение, фантазию. Существуют данные о хороших музыкальных способностях детей, среди них много людей, обладающих абсолютным музыкальным слухом.
Лучше всего левши проявляют свои способности в таких профессиональных областях как дизайн, живопись, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, спорт.
ЛЕВШИ ЧАЩЕ ВСЕГО РОЖДАЮТСЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ГОДА, А РЕЖЕ ВСЕГО – ВЕСНОЙ. ПОЧЕМУ? ЗАГАДКА!
Для родителей и педагогов очень важно определить как можно раньше, какая рука у малыша ведущая.
Прогноз будущей леворукости может дать характерная «поза фехтовальщика»: месячный ребёнок, лёжа на спине, длительно удерживает голову повёрнутой влево, а его левая рука и нога находятся в распрямленном положении, в то время как правые конечности согнуты.
Следующей «контрольной» точкой в определении леворукости может стать 3-4 месячный возраст. В это время утрачиваются рефлексы новорождённых, и происходит формирование новых моторных реакций. У маленького левши рефлексы исчезают сначала на левой руке, она становится более подвижной, ребёнок начинает ею активнее манипулировать с игрушками.
Но некоторые исследователи считают, что ранние прогнозы леворукости малоэффективны, поскольку до 2-х лет у малышей происходят волнообразные изменения рукости, с 2-х до 5-ти лет руки практически равноценны, а стойкое предпочтение руки появляется к 4-5 годам.
Одной из самых стойких проблем леворукости является насильственное переучивание. И хотя сегодня известно, что стремление заставить малыша действовать правой рукой приводит к нарушению процесса его развития. В повседневной жизни можно встретить случаи переучивания ребёнка, инициированные как родителями, так и педагогами.
Исследователями доказано, что «фактор переучивания является по существу высокоспецифическим психогенным фактором для возникновения неврозов у леворуких детей».
Примеры невротической симптоматики у леворуких детей:
• Головные боли;
• Боли в животе;
• Нарушения сна и аппетита;
• Вялость, заторможенность;
• Раздражительность, повы
1000
шенная возбудимость;
• Резкая смена настроения;
• Неадекватные реакции;
• Неусидчивость;
• Страхи;
• Заикание;
• Энурез и др.
При обнаружении этих симптомов необходимо обратиться к детскому психоневрологу или невропатологу.