Зачем СИБУРу понадобилась магистратура? Какие цели и задачи вы преследуете?
Начну издалека. В 2006 году руководство компании приняло решение целенаправленно развивать функцию R&D (исследования и разработки). Эта функция позволяет компании создавать свои собственные технологии, улучшать экономику действующих мощностей, расширять продуктовый портфель. Мы начали с создания научных центров и вложили в них довольно много средств. Наш R&D-центр НИОСТ получился очень сильным с точки зрения материального обеспечения и приборной базы. Он занимается широким спектром исследовательских задач, начиная с процессов основного органического синтеза, катализаторов и заканчивая разработкой новых марок каучуков, полимеров, композиционных материалов.
Когда у тебя есть бюджет, легче купить необходимое оборудование, построить лаборатории, создать инфраструктуру. Но очевидно, что все это «железо» будет абсолютно бесполезным без научно-исследовательского персонала, который смог бы генерить новые идеи, создавать технологии. У компании здесь есть два пути. Первый — искать «светлые головы», ученых, уже состоявшихся на рынке, что мы и делали с самого начала. Второй, в который мы очень сильно верим, — готовить кадры внутри, у себя в компании. Мы стали практиковать этот способ, когда начали налаживать связь с наиболее сильными профильными кафедрами сильнейших технологических или химических университетов страны. Пытаемся найти таланты именно на этапе бакалавриата, последнего — четвертого — года обучения. Вместе с вузом мы формируем группу магистров, которая обучается по несколько измененной программе. Федеральные компоненты, конечно, остаются такими же, а в те компоненты, которые вуз может изменять, вносятся изменения.
Какие конкретно?
Помимо связанных с профильной специальностью (химик-технолог) мы добавляем еще и дополнительные предметы, которые касаются экономики промышленных предприятий, экономики отрасли, аспектов управления исследовательской деятельностью, исследовательских проектов, проектов НИОКР. Достаточно сильный акцент делается на изучение английского языка, потому что большинство наших партнеров-соразработчиков, в том числе, в области R&D — компании, расположенные вне пределов РФ: в США, Западной Европе, Китае. Мы изначально пытаемся найти самых лучших по нашему профилю, вложиться в обучение этих людей, в их развитие, чтобы «скорректировать» их именно под те цели, которые поставлены перед R&D-компании. Для этого мы создали программу «Магистратура СИБУР».
Как происходит отбор самых лучших? Какой человек нужен компании в этой магистратуре?
Отбор комплексный. Он заключается не только в проверке, насколько хорошо человек знает химию и химическую технологию. Конечно, это один из необходимых составных элементов, но мы также уделяем внимание компетенциям человека в более широком плане: насколько у него проявлены лидерские качества, развито ли логическое мышление. Используются профессиональные тесты для проверки знаний по химии. Студенты также решают кейсы и участвуют в специальных бизнес-играх, в ходе которых мы оцениваем уровень развития компетенций. Ну и, конечно, мы проводим собеседование с каждым человеком. Совокупность всего этого помогает нам отобрать людей, которые нам наиболее интересны.
Планка при отборе достаточно высока. Наш подход при создании магистратуры был довольно простым: мы смотрели рейтинг Министерства образования «Топ-10 сильнейших технологических вузов России». Изначально выбрали 4 вуза. Но наши требования действительно высоки, поэтому в конечном итоге мы сконцентрировали свое внимание на РХТУ: в этом вузе достаточно сильные традиции с точки зрения обучения, сильные лекторы и очень сильные студенты. По большому счету, это наш основной, базовый вуз, но также мы сохраняем определенную активность в Томском государственном политехническом университете.
А если человек не очень хорошо знает химию, но у него ярко выражены лидерские качества и другие компетенции, он может быть интересен «СИБУРу»?
Все-таки, мы ищем разумный баланс. Несмотря на то, что в R&D-деятельности определяющим фактором является знание химии и увлеченность ею, если посмотреть, как устроена система роста кадров в R&D-компании (а это этапный процесс), то можно заметить, что все изначально приходят в лабораторию младшими научными сотрудниками.
Некоторое время они работают и затем, в зависимости от того, какие компетенции более ярко выражены у людей, они либо остаются в науке и занимаются исследовательской деятельностью, либо идут в управление. Мы нуждаемся и в тех, и в других.
При отборе мы обращаем внимание на то, хочет ли реально человек у нас работать. Если мы видим, что человек не уверен в своем желании, мы не берем его в магистратуру. Мы не ищем потенциальных нобелевских лауреатов, но, знание химии на уровне базовых курсов бакалавриата — это необходимый минимум.
Какие игры и кейсы вы проводите для бакалавров при отборе в магистратуру?
Студентам даются задачи с несколькими неизвестными, различными вариантами ответов и достаточно большим «деревом» решений. Мы смотрим на то, как человек рассуждает, насколько он активен, как он может донести свою мысль и логику до других. Очень важно, как человек себя ведет в неоднозначной ситуации, когда информации, которая дается в задании, недостаточно, чтобы сделать вывод. Поиск такого решения, с одной стороны, творческий процесс, а с другой — лидерский.
А в работе неоднозначные ситуации часто происходят?
Да, конечно. Например, проект улучшения производства можно рассматривать до бесконечности. Однако во время разработки технологий в большой компании нужно уметь вовремя говорить «стоп». Хватит заниматься лабораторным процессом, нужно начинать его масштабировать, строить промышленные установки и внедрять все это в производство. У нас есть бюджет, сроки, мы должны показывать эффективность, и от этого никуда не денешься. Поэтому проблема многозадачна: тебе нужно понимать, что тот объем информации о процессе и его доработка дошли до уровня, когда нужно останавливаться и идти на следующий этап продвижения проекта. Здесь у человека должны присутствовать управленческие качества, чтобы не уйти в одну только науку.
Кто платит за магистратуру?
Обучение оплачивает компания. В стоимость входит оплата труда преподавателей, которым приходится вести дополнительные лекции, стажировка обучающихся в наших научных центрах в Томске и Воронеже. Всего студенты проводят там около двух месяцев: это две или три длительных командировки. Кроме того, в эту сумму входят стипендии, выплачиваемые студентам.
Какие еще преимущества, кроме стипендии, ждут студентов магистратуры СИБУРа?
Давайте представим ситуацию: ты только что окончил школу и идешь учиться в технологический вуз на химическую специальность, у тебя по окончании магистратуры появляется шанс попасть в крупнейшую химическую компанию России, у которой есть 25 площадок, которая вводит самые большие мощности, что в нашей химии большая редкость. Думаю, это уже должно стать хорошим стимулом. По окончании магистратуры мы предлагаем выпускнику вакансию в штате. Причем выпускники этой программы не приходят к нам работать лаборантами. В зависимости от того, как они покажут себя за 2 года обучения в магистратуре, как пройдут практику, у них есть шанс занять место от младшего научного сотрудника до старшего (у нас были и такие прецеденты). Мы берем людей с головой и с желанием: тех, кто хорошо знает химию и действительно хочет чего-то добиться.
Кого из ваших магистрантов вы берете на работу?
После попадания в нашу магистратуру у студента есть два пути: получить оффер и устроиться к нам на работу или не получить его: у человека могут поменяться жизненные планы, или может оказаться, что он не дотягивает, плохо себя показывает в процессе обучения в институте и на практике. За три месяца практики можно понять, на что человек способен. В среднем в группе магистратуры учатся шесть человек, из которых работать к нам идут трое.
А чем хороша работа в СИБУРе для молодых специалистов?
Есть реальная возможность быстрого роста. СИБУР — это действительно большая компания и у нее много площадок. У нас есть примеры, когда люди начинали работать в R&D, а потом уходили в бизнес-часть или на промышленные площадки. Если у тебя есть компетенции и желания, у тебя нет «стеклянного потолка». У нас не может быть такого, чтобы человек дорос за 3 года до определенной должности и остановился на ней. Всегда есть, куда расти дальше. С этой точки зрения СИБУР — один из самых интересных работодателей, особенно для тех, кто учится по специальности. У нас был один выпускник РХТУ, который сейчас работает начальником отдела при том, что окончил вуз всего два года назад. Мы сразу увидели в нем потенциал, и, попав к нам на работу, он за полтора года дорос до должности руководителя одной из структур. Для быстрого роста у нас нужны и амбиции, и способности, и ориентация на результат.