Правила поступления: ГосИРЯ имени Пушкина

Партнеры
проекта:

  • Высшая школа экономики
    Национальный исследовательский
    университет «Высшая школа экономики»

  • Российский государственный гуманитарный университет
    Российский государственный
    гуманитарный университет


Ирина Черкасова

Филологический факультет
Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина

Интерес к филологии

Я родом из Казахстана. Школу я закончила в городе Алма-Ата, бывшей столице республики. Я всегда планировала и хотела учиться в России. Конечно, очень хотелось поступить на бюджетное отделение, поэтому я участвовала в разных конкурсах — от МГУ, российского консульства в Казахстане, олимпиаде Государственного института русского языка. По иронии судьбы я не прошла отборочные в своём городе для участия в олимпиаде ГосИря, и тогда не полетела в Москву. Но позже я заняла второе место в одном из конкурсов от консульства России, и они предложили мне грант. На конкурсе я писала какое-то сочинение, но сейчас даже не помню его тему — слишком много всего мне приходилось писать в тот период. Конкурсов при консульстве было много. О них можно узнать на сайте этой организации или же из рекламы в школах: многие учителя сами рассказывают своим ученикам об этом.

Вообще, интерес к филологии зародился у меня в 10 классе. Связано это было с тем, что к нам в школу пришел новый учитель русского языка и литературы. Именно она вдохновила меня на то, чтобы участвовать в конкурсах и писать.

«Почему вы решили стать филологом?»

Первого сентября нашей группе задали вопрос: «Расскажите, почему вы решили стать филологом?» И каждый из нас отвечал на него. Я была очень удивлена тем, что лишь 2-3 человека из группы сказали, что действительно без ума от лингвистики или литературоведения. У остальных были самые разнообразные причины: кто-то говорил, что не поступил на режиссерский факультет и подал документы сюда, кто-то решил стать филологом «как мама», кто-то хочет быть учителем в школе, кто-то мечтает о карьере фотографа или журналиста, кто-то просто любит читать.

Сама я, будучи еще в школе, выбирала между двумя профессиями: врача и филолога. На родине я сдавала биологию и пыталась поступить в медицинский, но мне это не удалось. Зато на филфак я поступила с необычайной легкостью, и решила не отказываться от предоставленного шанса.

Иногда я в шутку говорю своим друзьям: «Если не знаете, чем заняться в жизни — идите на филфак, там у вас будет время подумать над всем, что вас волнует».

Будущие филологи

Консульство организовало подготовку для будущих филологов на базе одного из вузов Алма-Аты. Мы посещали лекции и семинары по истории языка и литературы. Собственно, это и стало моей подготовкой.

Мы занимались у местных преподавателей вуза. Многие из них обучались в Москве или проходили здесь курсы повышения квалификации. Они подготовили для нас, школьников, специальную программу. На этих занятиях мы глубже изучали произведения из школьной программы уже как филологи, то есть делали подробный анализ. А что касается языка, мы изучали его совершенно не в школьном ключе: нам рассказывали про старославянский и древнерусский, об особенностях фонетики русского языка. Этого школьники, конечно, не изучали. Особенности фонетики русского языка невозможно описать в двух словах. У каждого языка ряд своих особенностей. Например, в русском языке одна из особенностей — это редукция. Именно из-за неё слова пишутся не так, как произносятся, и из-за неё страдают иностранцы, изучающие русский язык.

Школьные морфология и синтаксис — это очень упрощённые версии этих разделов. Во всяком случае, так было у меня в школе. К тому же, многое в русском языке остаётся спорным, а в вузе нам рассказывают о разных точках зрения. Например, банальный вопрос: деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола? Разные учёные думают по-разному.

Русский язык со всех сторон

Поступив в ГосИРЯ, я приехала в Москву и жила в общежитии. Огромный плюс нашего института — это удобный комплекс корпусов: чтобы прийти из общежития на учебу, студенту даже не нужно выходить на улицу.

Адаптироваться было не трудно. У меня были очень хорошие соседи и одногруппники. Мы весело проводили свободное время и много учились — первый курс был самым сложным. Программа обучения распределена так, что основные сложные предметы проходят на первом курсе. Самыми сложными были профилирующие предметы — современный русский язык и история русской литературы. С одной стороны, тяжело сразу окунуться во все это. Но с другой, со второго курса учиться уже гораздо легче, и многие студенты работают. Я, например, работаю репетитором английского языка.

1 сентября первого курса в нашей группе было 30 человек. Сейчас нас 28 (а уже заканчивается третий курс), поэтому могу сказать, что отчисляют совсем немного студентов, только если человек совсем уж ничего не делает.

На филфаке студент изучает русский язык со всех сторон: история языка, современное состояние, все разделы языкознания (фонетика, лексикология, морфология, синтаксис). Конечно, без литературы тоже никуда, изучается русская литература, начиная с фольклора и заканчивая авторами-современниками. Также обязательно изучается зарубежная литература, лично для меня это — самое интересное.

В целом, я довольна институтом, особенно благодарна ему за то, что он познакомил меня с такими учёными, как Татьяна Вячеславовна Нестерова, Борис Иванович Фоминых, Алла Юрьевна Константинова, Галина Викторовна Якушева. Т.В. Нестерова, А.Ю. Константинова и Б.И. Фоминых написали учебники по отдельным разделам языка. Мне очень нравится их подход к обучению студентов. Сами они очень харизматичные, образованные люди, настоящие профессионалы. Они известны в филологических кругах и их работы представляют огромный интерес для современной науки. Особенно я благодарна Галине Викторовне Якушевой, моему научному руководителю. Это удивительный человек, талантливый руководитель и прекрасный учёный. Вообще в нашем институте многие студенты находят для себя научных кумиров и единомышленников среди преподавателей.

Из объективных минусов нашего института могу назвать очень слабую подготовку по иностранным языкам, но над этим работает новое руководство. Заведующий кафедрой был заменен, сменилось несколько преподавателей.

Математика, физика и филология

Чем хорошо учиться на филфаке? Ты можешь увлекаться чем угодно и сделать из этого увлечения тему для своих исследований. Филология — это очень большое поле деятельности: язык, мышление, сознание человека, психология и философия. Все гуманитарные науки связаны друг с другом, как, например, математика с физикой. Чтобы решать задачи по физике, вы должны уметь считать. Так же точно нужно знать философию, историю и психологию, чтобы как можно глубже понимать текст. А филология — это наука о текстах.

Например, художественный текст всегда предопределён историческими реалиями героев и автора, личностью (или психологией) автора и персонажей. Также автор практически всегда высказывает свою установку — философскую мысль.

Текст не всегда раскрывает нам личность автора: мы не имеем права отождествлять мысли героев, их мировоззрение с личностными особенностями автора, мы не можем переносить одно на другое. Но довольно часто автор пишет для того, чтобы как раз выразить свое мнение на какую-либо проблему, чтобы точнее это понять и уловить, необходимо изучить биографию автора, его личную переписку, воспоминания современников о нем, если они доступны, и прочие источники информации: чем больше — тем лучше.

Конечно, чем дальше от нас время создания произведения — тем труднее нам его характеризовать, потому что утрачиваются источники информации, отдаляются исторические события и реалии, многие тексты до сих пор не атрибутированы, или по поводу них продолжают спорить ученые.

Из методов в литературе я больше всего люблю реализм, преимущественно зарубежный. Из авторов мне наиболее близки Флобер, Мопассан. Из русских писателей мне нравится Тургенев.

На мой взгляд, и Флобер и Мопассан — прекрасные стилисты. Они талантливо доносят свои мысли до читателей. Их произведения легко читаются и воспринимаются.

Сам по себе реализм я люблю за то, что он изображает нас самих такими, какие мы есть — несовершенными, ищущими, ошибающимися, одним словом — настоящими.

Предмет моего исследования — творчество Тургенева. Я изучаю проявления мотива счастья в его рассказах. Тургенев — очень глубокий писатель-философ. Для меня он — мудрый созерцатель. Он отлично улавливает женские характеры, понимает женскую психологию. Вообще, на мой взгляд, изучать творчество писателя всегда надо в сопоставлении с его биографией. Жизнь Тургенева была очень интересной и насыщенной, он из необычной семьи, был влюблен в талантливую и исключительную женщину, испытал много эмоциональных потрясений — ему было о чем писать.

Фундаментальное образование

Филология — это фундаментальное образование. Оно делает человека грамотным, интеллигентным, расширяет кругозор. Наши выпускники после окончания вуза заняты разным: кто-то уехал за границу и преподает русский язык, кто-то стал учителем в школе, кто-то занимается редактурой или издательским делом.

Лично я буду продолжать образование, и скорее всего в совершенно другой сфере, но это связано только с моими личными мотивами. Это образование я не только не считаю лишним, но и убеждена, что оно — полезное и нужное.

Я упоминала профессора Т.В. Нестерову. По ее словам, у нее два диплома — филолога и художника, а еще ходят слухи, что она очень успешно занималась мотокроссом.

Это одно из свойств настоящего филолога — необходимо быть увлеченным самыми разными вещами.

Я вот, например, еще пою в академическом хоре и являюсь лауреатом международного музыкального конкурса. Даже мечтаю когда-нибудь стать профессиональным музыкантом. Не знаю, как я все это успею сделать, но надеюсь, что у меня получится.

Перспективы

Если быть до конца честной, то во время обучения я больше разивалась личностно, нежели приобретала какие-то практические навыки. Дело в том, что филолог — это не профессия врача или механика, когда ты точно знаешь, что именно ты должен делать после того, как закончишь вуз. Это нечто размытое и неопределенное, но, как утверждают специалисты, перспективное. Особенно перспективна сейчас компьютерная лингвистика, которая изучает особенности коммуникации «человек — компьютер — человек». Это очень интересное направление, но, честно говоря, в нашем институте пока не сильно развито. Еще одно интересное направление — психолингвистика, очень часто проекты в этой области разрабатываются совместными силами филологов и биологов или врачей, потому что здесь изучается соотношение языка, речи, мышления, физиологии человека.