Помощь при сдаче ЕГЭ Без рубрики «Лучше всего спросить студентов, что нужно им»

«Лучше всего спросить студентов, что нужно им»

Партнеры
проекта:

  • Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана

  • Институт дистанционного и дополнительного образования НИУ «МЭИ»

  • Институт дистанционного обучения МГИУ

Марк Джонсон,

главный специалист по образовательным инновациям Университета Висконсин-Мэдисон

Глобальные изменения

Сейчас во всем мире существует огромный спрос на высшее образование. Количество иностранных студентов выросло до двух миллионов человек и приближается к пяти: вполне возможно, вскоре оно достигнет 15 миллионов.

Параллельно в высшем образовании происходят глобальные изменения — появляются новые подходы к оценке результатов экзаменов и итогов обучения.

Сейчас университетское образование построено вокруг того, сколько часов вы просидели на лекциях и как сдали экзамены. В зависимости от этого вам присуждается определенное количество баллов. Если же оцениваются навыки, а не число часов, проведенных в аудитории, то физическое присутствие студента в университете перестает быть необходимым. Кроме того, бесплатные учебники можно получить из интернета. К тому же, студент в ходе онлайн-обучения может получать баллы разных вузов и программ.

Еще один аспект — это роль преподавателей: они часто сопротивляются реформам, не понимают цифровых технологий и не хотят иметь с ними дела.

В результате студентам становится скучно: возникает технологический разрыв между преподавателями и студентами. В системе высшего образования происходят изменения: формальные стандартные программы не развиваются и бюрократизируются, на рынке появляются новые. Однако есть и люди, которые относятся к онлайн-обучению скептически.

Образование, бизнес и политика

США продолжают урезать бюджет университетов, американская образовательная система очень коррумпирована. Соединенным Штатам в этом плане не повезло — происходит «паралич» в области образовательной политики: две партии не могут прийти к соглашению, в этой сфере нет лидерства. При этом продолжают развиваются поставщики образовательных онлайн-услуг. Везде, кроме США, происходит прирост финансирования высшего образования.

Идея перехода на цифровые платформы нравится политикам, потому что дает им возможность существенно сократить бюджет на образование.

Я считаю, что в этих спорах слишком много идеологии: их суть сводится к тому, что частные поставщики образовательных услуг лучше, чем традиционные университеты. Кроме того, об этом часто пишут СМИ. Источники такого давления на общество — корпоративные интересы.

В мире разгорелась огромная паника по поводу того, что старомодные университеты не смогут выжить. Доля правды в таком мнении есть, но часть этой паники искусственно создали поставщики новых образовательных онлайн-услуг, которым выгодно их продвигать.

Сторонники продвижения онлайн-образования говорят, что бизнес-модель в образовании никогда не будет такой, как прежде, после появления Apple, электронных книг и прочих инноваций последних лет. Однако мы до сих пор не продумали, как университеты и профессора будут выживать в условиях широкого внедрения онлайн-образования.

Билл Гейтс, например, любит говорить о том, что модель школьного образования XIX века устарела. Но, если говорить о высшем образовании, университеты тоже очень быстро меняются.

Онлайн-обучение на практике

На самом деле, лучше всего спросить студентов, что нужно им. А им нужно и то, и другое — и традиционное, и онлайн-обучение. Дело в том, что, лишаясь занятий, они скучают не только по преподавателям, но и по другим студентам, с которыми общались в университете. Им нужны опытные наставники, которые будут давать им советы, и с которыми у них должно складываться личное общение.

Полтора года назад я перестал преподавать в университете, так как получил административную должность, но еще тогда начал приспосабливать свои курсы к новым технологиям. Я преподавал курс о глобализации и образовании. Студенты самостоятельно изучали теорию, а потом мы встречались с ними на практических занятиях. Им, вроде бы, нравилось.

Однако на мой вопрос о том, хотят ли они перейти полностью на дистанционное обучение, студенты ответили: «Мы хотим слушать вас, пусть и не каждый день».

Проблема заключается в том, что в цифровой среде пропадает живое общение. При этом бедные семьи, которые не могут позволить себе оплату обучения, выиграют, если онлайн-обучение станет популярным. Однако доказано, что молодым людям из таких семей требуется больше общения с преподавателями, чем студентам из обеспеченных семей.

Наш университет — Висконсин-Мэдисон — самый большой в штате, занимает 17 место в мире. У него было 25 колледжей по всей стране. Если бы эти колледжи открыли онлайн-курсы, возник бы риск, что студенты из маленьких городов вообще перестанут посещать занятия. В результате эти учебные заведения пришлось бы закрыть. А они занимаются важными региональными исследованиями, поэтому их закрытие отрицательно скажется на местном развитии. Важно понимать, что применение высоких технологий не всегда приводит к положительным изменениям.

Гибридное обучение

Соблазн отказаться от очных занятий очень велик, ведь онлайн-образование — это дешево. А сейчас размеры студенческих кредитов растут: общий долг студентов мира банкам превысил один триллион долларов. Причина этого — высокие цены на образование.

Я думаю, что наиболее эффективная модель образования — гибридное обучение. Например, студенты сначала слушают лекцию по интернету, а потом едут в университет на практические занятия.

Самым правильным и инновационным трендом было бы не стереть традиционные университеты с лица земли, а постепенно попробовать внедрять новые технологии.

Нам нужны доказательства результативности онлайн-обучения. Мы должны с осторожностью относиться к применению высоких технологий в преподавании академических дисциплин. Необходимо обсуждать этические стороны инноваций, подключать к этому процессу преподавателей. Инструменты не должны стать самоцелью — у нас нет научных данных, которые бы доказали эффективность новых технологий в образовании. Они обладают огромным потенциалом, но результатов мы не предсказать не можем.

«Университеты-динозавры»

Так или иначе, университетам придется приспосабливаться к развитию новых технологий. Многие университеты США, объединившись, создали новую цифровую медийную платформу, которая обеспечивает технологии онлайн-обучения.

Если университеты будут сами предоставлять образовательные онлайн-услуги, то выживут. Если же не будут, то их поглотят компании, предоставляющие эти услуги. Причем этот процесс будет устраивать как эти компании, так и самих студентов.

Многие ученые считают, что университеты — это «динозавры», которые в скором времени вымрут. Однако, хотя и медленно, университеты приспосабливаются к новым условиям.

Нет гарантии, что интернет-технологии сработают и обязательно приведут к успеху. Некоторые государства уже урезают бюджет на университеты, надеясь на онлайн-образование. А что они будут делать, если выяснится, что оно неэффективно?

Related Post

Пособие для игры в больницу.Пособие для игры в больницу.

автор limush Забыла сделать для этого пособия, то, чем закрывают глаз при проверке зрения, но если от зеркала отолоринголога отрезать одну полоску, то как раз получится такая штучка (не знаю,

Зеленые человечки против ученых: в стране растет недоверие к наукеЗеленые человечки против ученых: в стране растет недоверие к науке

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследовал представления россиян о планете Земля, существовании внеземных цивилизаций и первой высадке на Луне. А также выяснил, как наши соотечественники относятся к науке в целом. Еще недавно люди в России доверяли