Помощь при сдаче ЕГЭ Без рубрики Как мотивировать себя к онлайн-обучению?

Как мотивировать себя к онлайн-обучению?

Партнеры
проекта:

  • Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана

  • Институт дистанционного и дополнительного образования НИУ «МЭИ»

  • Институт дистанционного обучения МГИУ

Одна из основных сложностей, с которой сталкиваются и студенты и организаторы онлайн-программ, — это мотивация к обучению. Чтобы удержать слушателей, образовательные платформы экспериментируют с форматами курсов, вводят элементы игрофикации. Студенты, в свою очередь, придумывают свои способы доучиться до конца. Самые важные и эффективные — в нашем материале.

1. Поставьте конкретную цель

Вы должны четко понимать, для чего учитесь. Если у вас нет цели, не помогут ни график, ни заплаченные деньги. Цель должна быть конкретной: не «я хочу научиться кататься на велосипеде», а «я хочу научиться кататься на велосипеде, чтобы ездить на нем на работу, похудеть и сэкономить 10 000 рублей в год на общественном транспорте». Учиться ради удовольствия от процесса — тоже отличная цель, для нее и мотивация не потребуется.

2. Правильно выбирайте формат курса

Самые распространенные форматы онлайн-курсов — это лекции в прямом эфире или по требованию — когда материалы курса доступны в любое время. Если дисциплина — не ваш конек, и без четкого расписания вы не справитесь, выбирайте первый вариант. Если вы привыкли жить спонтанно или у вас ненормированный рабочий день — курс с точным расписанием пройдет мимо вас.

3. Cоставьте расписание

Свободный график — это тоже график. Заранее спланируйте расписание с учетом ваших хобби, отпусков, основной учебы или работы. Будьте честны сами с собой — даже не думайте выделять для занятий вечер пятницы.

4. Придумайте ритуал

Приятные ритуалы делают нашу жизнь организованнее и понятней, а дела, которые они сопровождают, — неотвратимыми. Если вы даже в перерывах между парами бегаете к кофе-автомату, возьмите за правило перед каждой сессией обучения выпивать чашку кофе. Ставьте рядом с экраном любимые снэки, влючайте негромко любимую музыку — все, что угодно, что помогает вам сосредоточиться и не будет отвлекать.

5. Уединяйтесь

Отключите соцсети на время учебы — закройте все лишние вкладки на компьютере или устройстве, которое вы используете для обучения, выключите звук телефона. Если у вас по соседству есть библиотека с быстрым интернетом, попробуйте учиться там: далеко от дома уходить не придется, и домашние отвлекать не будут.

6. Отмечайте свои достижения

После каждой пройденной темы проанализируйте, чему вы научились, как новые знания вам помогут, и где именно вы сможете их применить. Практическая польза вдохновляет. И не забудьте пообещать себе шоколадку или мороженое после следующей лекции.

7. Найдите единомышленников

Расскажите друзьям и знакомым о курсе, который вы собираетесь пройти. Возможно, у вас появится компания. Учиться вместе веселее и эффективнее. Кроме того, у хороших курсов есть сообщества или форумы, где собираются студенты. Там вы найдете дополнительную информацию и материалы к курсу, сможете задать вопросы преподавателям и пообщаться с единомышленниками.

8. Ищите дополнительные материалы

Не игнорируйте дополнительные материалы к курсу. Записывайте все рекомендации преподавателя и других студентов из сообщества. Расширение кругозора в рамках изучаемой темы может повысить вашу мотивацию. Читайте тематические форумы при курсах: часто там можно получить информацию, которой не найдешь в учебниках, и вдобавок — приятное неформальное общение.

9. Не откладывайте

Если у вас есть всего полчаса на выполнение задания или лекцию, сделайте все, что можно за это время. Пусть вы успеете справиться только с частью практической работы или прослушаете только половину лекции — дробный материал лучше усваивается, да и, скорее всего, вам захочется поскорее разделаться с оставшимся.

10. Думайте о конечном результате

Задумывайтесь о том, что принесет вам обучение: повышение зарплаты, карьерные перспективы, новые знания или возможность войти в новое профессиональное сообщество.

Дмитрий Гужеля

Создатель платформы «Универсариум»

Мотивация — это очень важная составляющая любого образовательного процесса, но для МООК-платформ она важна особенно. Ведь, если в обычном формате платного образования мотивирующими составляющими выступают административная палка и (или) заплаченные деньги, то в случае с бесплатными курсами мотиваторами могут выступать всего несколько сущностей.

Первая из них — «морковка» в виде диплома или сертификата по окончанию курса — действует отлично, повышает уровень вовлеченности пользователей, который выражается в повышении числа полностью прошедших обучение почти в два раза — с 6 до 11,5 процентов в среднем по «Универсариуму».

Еще одна «морковка» в виде последующего продолжения обучения оффлайн или встречи с преподавателем практически так же эффективна, как предыдущая. Третья — активное взаимодействие преподавателя со студентами с вовлечением их в совместную работу в группе — существенно повышает мотивированность благодаря желанию выделиться, представить свою домашнюю работу перед всеми.

Четвертая — постоянные напоминания и подталкивания слушателей (сделать домашнюю работу, ответить на вопросы, выполнить задание и прочее) повышает количество переходящих от одного образовательного модуля к другому модулю почти на 30 процентов. Наконец, тщательный предварительный отбор на курсы, четкое обозначение того, для чего и для кого открыт этот курс, позволяет изначально создать уверенное прочное сообщество обучающихся с четко выраженной задачей — учиться.

Ну и, кроме этого, сама подача и качество материалов на «Универсариуме» обеспечивают желание смотреть их и учиться дальше. К сожалению, использование средств геймификации в виде рейтингов, статусов и наклеек особого эффекта не дает — хотя мы работаем в этом направлении, пытаемся найти формы, интересные для пользователей.

Читать интервью с Дмитрием Гужелей

Инесса Роман-Погоржельская

Менеджер по работе с партнерами Coursera

Для примерно 40% всех пользователей «Курсеры» обучение — это форма досуга и саморазвития. Глобальные данные говорят о том, что есть 2 пика среди этой аудитории — в 25 и 55 лет. Это люди, которым просто нравится учиться. Еще примерно половина — люди, которые хотят получать конкретные профессиональные навыки в разных областях. Этим людям 30 с небольшим лет, они находятся на пике своей карьеры, и хотят еще лучше развиваться и показывать дополнительные успехи. Кого-то (это около 10 процентов) мотивирует необходимость получения высшего образования — старшеклассники или студенты берут курсы, чтобы успешно закончить или начать обучение в вузе. Многих мотивирует комьюнити: вокруг курса собирается группа людей, у которых есть интерес к тому же, что интересует и тебя. Мы постоянно смотрим, как люди взаимодействуют с платформой и экспериментируем с функциями, которые могут помочь себя мотивировать.

Алексей Симоненко

Сооснователь HTML Academy

В курсах мы часто используем storytelling, то есть придумываем историю в рамках одного курса, и в течение всех заданий используем её, доводим ученика вместе с этой историей до конца. Например, в курсе css-трансформации мы придумали историю, что существует вымышленный мир, где есть маг, он ходит по этому миру, на него нападает какое-то вымышленное существо, с которым он должен бороться. И вся история курса заключается в том, что ученик в каждом задании управлял с помощью css-трансформации, перемещал мага, стрелял файерболами в мишени, убивал врага, и при этом отрабатывал важные навыки. Этот метод очень хорошо помогает удерживать внимание.

Екатерина Кондратьева

Руководитель «Школы SMM-специалиста»

Если человек пришел на курс и заплатил за него свои деньги, то мотивация выше, чем если за него заплатила компания. Работают: четкие правила, дедлайны, бонусы и обратная связь. Каждый хочет внимания, и его нужно уделить. Также у нас есть во «ВКонтакте» созданный нами закрытый чат профессионалов, куда мы добавляем лучших выпускников. Важно напоминать слушателям о самостоятельности, учить их мыслить, задавать вопросы, искать ответы, помогать друг другу, а не жить в ожидании правильных ответов от «опытного взрослого учителя». Так появится ответственность за свои действия — это важный фактор в работе в соцсетях.

Читать интервью с Екатериной Кондратьевой

Полина Осташева

Студентка факультета искусств РГГУ,
работает на Московском урбанистическом форуме

 

Я занималась на двух ресурсах — Coursera и Khan Academy. «Курсера» мне не сильно понравилась — названия курсов там конечно заманчивые, но очень специфичные. Мне нужно было подтянуть общие знания по истории и истории искусства. Почти ни на одном ресурсе нет широкого последовательного изложения материала, везде очень специфичные глубокие курсы, что-то вроде «Деревянная скульптура Германии 16 века». Кстати, никто из моих знакомых так и не закончил ни одного курса на Coursera.

А вот Khan Academy дает целостную картинку. Я там прослушала историю искусства и вводный курс лекций в мировую историю. Вводный курс мне особенно понравился — там прекрасный лектор, хорошее оформление каждой лекции и очень много шуток. Правда, лектор очень быстро говорит по-английски, иногда даже не успевала читать субтитры. Из минусов Khan Academy — лекции на английском языке. Однако они над этим плотно работают: курсы по искусству, еще год назад доступные только на английском, уже полностью переведены на русский. Там свободное расписание — когда хочешь, тогда и смотри. Плюс в истории искусства после каждого раздела идет тест. За просмотр лекций и прохождения теста даются баллы, и ты можешь просматривать себя в мировом рейтинге. Плюс еще дают бейджи (как на Forsquare) — например, час просмотра лекций по одной тематике.

Что мне помогало при прохождении курсов? Мне помогало то, что у меня горела ж… перед поступлением! Я могла в день часа три лекций посмотреть. Плюс все эти бейджи и баллы тоже мотивируют. Обидно не пройти тест.

Анна Грязева

Редактор, сценарист

Я занимаюсь английским с репетитором по скайпу. Задача была возродить разговорные навыки. Поскольку я сейчас живу на два города, то скайп был самым удобным вариантом. Признаться честно, для меня до сих пор это довольно сложно — есть какое-то страшное внутреннее сопротивление, я все время пытаюсь перенести занятия и так далее. Лично мне помог тот момент, что я оплачиваю сразу несколько уроков вперед, от этого ответственность перед собой немного возрастает. Чтобы лучше сосредоточиться для меня важнее даже не мобильный отключить, а соцсети, в которых все время кто-то пишет. Для неиспользования их в течение этого часа требуется отдельное мужество. Но главная награда — большое удовольствие и гордость за себя после урока, что сделала полезное дело.

Еще между занятия мы с преподавателем можем обмениваться всякими интересными ссылками по теме и без, у нас приятельские отношения, и это делает процесс учебы не таким обязательным и мучительным, что ли.

Екатерина Акимова

Пиар-специалист, воспитывает дочь

Я увидела анонс курса «Экономика для не экономистов» перед Новым годом и решила, что обязательно запишусь и начну самостоятельно заниматься. Формат обучения — короткие видео-лекции по 10-15 минут, собранные в отдельные блоки по базовым вопросам курса экономической теории. Всего 11 недель. В конце каждой недели предлагалось сделать тест, проверить, как усвоился материал.

Курс меня заинтересовал тем, что он читался в доступной форме, прекрасным молодым преподавателем ВШЭ Игорем Кимом, который приводил примеры из нашей действительности, делал это весело и нетривиально. Для общего развития — то, что надо! Я с удовольствием вспомнила, как решать уравнения и строить простейшие графики. К сожалению, курс я не закончила, пришлось бросить по семейным обстоятельствам. Надеюсь, та куча народа, которая вместе со мной на этот курс была записана, доучилась до конца и получила свои сертификаты. Все было отлично организовано: и обратная связь с преподавателем, и возможность вносить свои предложения, и просто общаться с интересными людьми в чате.

Благодаря платформе Coursera, на базе которой велись наши лекции, был создан форум для всех слушателей и преподавателя, где мы задавали вопросы по пройденному материалу и по результатам тестирования. Игорь Александрович всегда быстро отвечал студентам и приветствовал заинтересованность тех, кто не намерен ограничиться только лекциями: например, обращал наше внимание на список дополнительной литературы или ссылки на полезные сайты.

Ольга Долженкова

живет на Кипре, работает в топливной компании

Я брала онлайн курсы на ресурсе Edx (бесплатно, если без сертификата) — так сказать, для себя. Это были курсы Jazz Appreciation, Introduction to Nutrition и Introduction to Computer Science. Все курсы предоставляли доступ к видеолекциям, а также можно было скачать теоретические материалы (Lecture notes). Первые два курса были ограничены по времени: материалы становились доступны в определённый момент, и тест надо было сдать до указанной даты. Каждую неделю приходили мэйлы с напоминанием: «на этой неделе тема лекция такая-то, вам осталось столько-то до завершения курса; вам необходимо сдать такие тесты в такие-то сроки». Плюс в Jazz Appreciation лекции выкладывались по одной в неделю, и через две недели доступ к ним закрывался. Также у них была доступна платформа для самообучения, на базе которой нужно было каждую неделю делать тесты по пройденному материалу. Курсы замечательные: организация, презентация — все очень понравилось! По третьему курсу дата была открытая, то есть когда хочешь, тогда и смотри лекции и сдавай тесты. Ну я до сих пор и не закончила — мотивации никакой. Плюс личность лектора меня раздражает.

Курс CIMA через Study Interactive я проходила уже по работе и за деньги. Никаких напоминаний они не присылают. Несмотря на то, что этот курс был мне необходим, мотивация низкая, так как все-таки мне нужно, что кто-то постоянно стимулировал. Лекции доступны в записи — это также расслабляет. Раз в году проходят онлайн-лекции в прямом эфире, после которых можно задавать вопросы лектору по скайпу в порядке очереди. Это оптимальный для меня вариант, но к сожалению я на них не попала, так как поздно зарегистрировалась.

Related Post

«Работают четкие правила, дедлайны, бонусы и обратная связь»«Работают четкие правила, дедлайны, бонусы и обратная связь»

Партнерыпроекта: Екатерина Кондратьева — руководитель «Школы SMM-специалиста» и исполнительный директор Коммуникационного агентства NextMedia, которое занимается продвижением известных брендов в социальных сетях и щедро делится механиками c пользователями в своих подкастах и видеолекциях. Кто приходит к вам учиться

«Современные инженеры должны обладать надпрофессиональными компетенциями»«Современные инженеры должны обладать надпрофессиональными компетенциями»

Университетмашиностроения МГТУим. Н.Э. Баумана Российский университет дружбы народов Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Минобрнауки не раз заявляло, что в России слишком мало выпускников-инженеров. Какие специальности сейчас особенно актуальны? Проблема

Выбор программы: информационно-управляющие комплексы летательных аппаратов в МАИВыбор программы: информационно-управляющие комплексы летательных аппаратов в МАИ

Университетмашиностроения МГТУим. Н.Э. Баумана Российский университет дружбы народов Федор Иванов, Московский авиационный институт , факультет робототехники и интеллектуальных систем Как ты выбирал вуз и почему остановился на робототехнике и интеллектуальных системах в МАИ? В школе мне легко