Конспект НОД по окружающему миру «Перелётные птицы

Конспект о перелётных птицахЦели:
Расширение и закрепление представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Задачи:

1. Расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, согласование числительного с существительным, образование существительных с суффиксами -ат, -ят, изменение существительных по падежам, образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), слоговой структуры слов, связной речи.
2. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
3. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Образовательная область (ОО) «Коммуникация»:
Цель: воспитание интереса и внимания к собственной речи и речи окружающих.
ОО «Социализация»
Цель: формирование самостоятельности, активности, воспитание любви к природе.
Материалы: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; презентация к занятию, видеозапись весеннего леса, предметные картинки перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц», муляж скворечника, мнемотаблица по составле
1000
нию рассказа.
Предварительная работа.
1. Чтение детям стихотворения З.Александровой «Салют весне»; экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».
2. Ознакомление детей с правилами поведения в лесу.
3. Рассказ о возвращении перелетных птиц с юга, почему их называют перелетными.
4. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них.
5. Наблюдение за скворцами во время прогулок.
6. В уголке природы свободное рассматривание иллюстраций перелетных птиц.
7. Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые и ремонтируют старые гнезда, высиживая в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.
Ход работы:
1. Организационный момент.
В. Прежде чем мы начнём занятие, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.
(протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)
В. Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
В. Какое сейчас время года?
Д. Весна.
В. Что происходит весной в природе?
Д. Всё оживает: тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают птицы.
2. Игровая обучающая ситуация «Путешествие».
В. Сегодня мы отправимся в путешествие в лес и посмотрим, как птицы возвращаются домой.
В.Для путешествия нужно одеться по погоде. Какая погода за окном? Какое время года?
(ответы детей)
В.А как же мы доберёмся до леса? Какой вид транспорта нам подойдёт?
(Дети становятся парами, делают круг, проходят на стульчики).
В. Вот мы и в лесу. (появляется видеоизображение весеннего леса)(1слайд)
А где же наши птицы? (звучат голоса птиц)(2слайд)
В. А вот и слышны их голоса. Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетают, нужно отгадать загадки.
Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червям враг.
В. Кто это? (грач) (на экране появляется изображение грача- слайд 3)
В. У вас в руках таблички красного и синего цвета, На первый и последний звук в названии птицы поднимаем табличку. Для начала вспомним, какие звуки мы называем гласными, а какие – согласными.
Д. Звуки, которые при произношении встречают преграду, называются согласными. Звуки, которые поются — гласными.
В.Какой звук в слове грач первый? Если он гласный – поднимаем красную табличку, если согласный – синюю.
На шесте дворец.
Во дворце певец,
А зовут его….
Д. Скворец. (на экране появляется изображение скворца-слайд 4)
В. Какой звук в этом слове первый? Если он гласный – поднимаем красную табличку, если согласный – синюю.
В.Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
(на экране появляется изображение ласточки- слайд 5)
Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)
(на экране появляется изображение кукушки- слайд 6)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит в развалочку —
Спотыкалочку. (утка)
(на экране появляется изображение утки- слайд 7)
В. Вот и встретили мы птиц. Но некоторые из наших птиц никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем.(слайд 8)
Игра «Чей домик?».
В.Перед вами ватман, подойдите и соедините стрелочками птиц с их домиками. Но для начала выполним гимнастику для пальчиков.
Из скворечника торчат большой палец соединяем с
Клювы маленьких скворчат, указательным;
большой- средний палец;
Клювы раз, большой – безымянный;
Клювы два, большой-мезинец;
Лапки, лапки-голова Машут руками и кружатся.
В. Какие птицы здесь изображены?
Д. Грач, ласточка и скворец.
В. Молодцы!
В. Что на картинках лишнее?
Д. Собака и конура.
В. Почему вы так считаете?
Д. Грач, ласточка и скворец – птицы, а собака – домашнее животное.(слайд- 9)
Игра «Перелётные — зимующие».
В. Вот мы и расселили наших птичек. И пока они обустраивают свои дома, поиграем в игру. У нас будет две команды, одна команда отбирает перелётных птиц, а другая – зимующих. Какие птицы зимуют у нас, а какие прилетают только весной?
В. Теперь обратите внимание на экран. Ещё раз назовём птиц. (слайд 10 — зимующие, 11 — перелётные)
Ответы детей
Физминутка «Птицы».
Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка.
Десять птичек — стайка. 3 шага.
Все известны для детей:
Это птичка — соловей, Правую руку поднять вверх.
Эта птичка — скворушка, Левую руку поднять вверх.
Серенькое перышко. Руки вверх, вниз.
Это птичка — коростель, Правую руку — в сторону.
Это птичка — свиристель, Левую руку — в сторону.
Это — зяблик, это — стриж, 4 хлопка.
Это — развесёлый чиж, Руки вверх, вниз.
Ну, а это — злой орлан. 4 хлопка.
Птички, птички, по домам! Полетать по залу.
В. Вот и отдохнули, птицам пора обустраивать свои гнёзда, ведь совсем скоро у них появятся птенцы.
3. Игра «У кого кто?»
В. Давайте назовём их.
У грача…(грачата)
У скворца….(скворчата)
У ласточки ….(ласточата)
У дрозда…(дроздята)
У стрижа…(стрижата)
У журавля….(журавлята)
У кукушки….(кукушата)
В. Ой, ребята, посмотрите, кто это? (слайд 12)
Д. Ласточка.
В. Давайте у неё спросим, почему она плачет.
Д. Ласточка, что случилось?
(голос из-за двери отвечает: «Меня чуть не съела кошка, еле- еле улетела, но моё крыло………………»)
5. Игра «Ласточка».
В. Давайте поможем ласточке. Для этого составим по мнемотаблице рассказ о ней.
В. Отлично! У нас получился хороший рассказ.
(обращаюсь к ласточке: «Тебе понравилось?». Ласточка отвечает: «Спасибо, ребята, теперь я могу лететь к своим друзьям!»)
В. Итог.
Подошло к концу наше путешествие, строимся парами и возвращаемся в детский сад. (Дети идут парами по залу, экран убирается).
— О чём мы сегодня говорили?
— Каких птиц называют перелётными?
— Назовите каких вы знаете перелётных птиц?