«Хотим, чтобы молодежь поняла: самостоятельно можно сделать практически все, что угодно»

  • Университет машиностроения
    Университет
    машиностроения

  • МГТУ им. Н.Э. Баумана
    МГТУ
    им. Н.Э. Баумана

  • РУДН
    Российский университет
    дружбы народов

Игорь Асонов

директор «Фаблаба Политех»

Игорь, когда у вас проявился инженерный взгляд на вещи?

Мне с детства нравилось исследовать мир через науку, решать разные задачи, например, «ломать голову», с какой скоростью должны ездить машины, чтобы не столкнуться. Бабушка вспоминает, как однажды, когда мы пошли за покупками, я в магазине заявил, что нас обсчитали: как-то в уме помножил граммы на стоимость и обнаружил ошибку.

Во втором классе удивил всех: из запчастей девяти велосипедов собрал один.

Конечно, при таком подходе математика всегда была моим любимым предметом. В шестом классе к ней присоединилась физика. Мне постоянно хотелось узнать что-то новое в точных науках, поэтому ходил в техническую школу, участвовал в различных олимпиадах. Особенно они удавались по физике — на городских турах был в десятке лучших. Да, и при этом я получил сильную школьную подготовку, закончив знаменитый физико-математический лицей № 239.

Получив хорошее среднее образование, знали, как хотите его применить? Почему пошли в Политех?

Ясности кем хочу стать, не было. Политех привлёк меня, во-первых, по географическому принципу, так как живу по соседству, а во-вторых, знающие люди говорили, что в СПбПУ трудно учиться. Мне этот вариант подходил, иначе мог бы расслабиться и начать с прохладцей относиться к учёбе. Экзамены я не сдавал, так как к моменту поступления был уже лауреатом городских олимпиад по физике и математике. Для учёбы выбрал физико-механический факультет и одну их самых престижных кафедр Политеха — МПУ, «Механики и процессов управления», на которой производят инженерные расчеты для компаний экстра-класса, таких как Boeing, Airbus, BMW.

С вашим стремлением к творчеству и желанию находиться в центре событий, это, наверно, был лучший выбор?

Да, замечательная кафедра: много любимой мною математики, сильные преподаватели, действительно отличная подготовка. Закончив её, можно стать хорошим компьютерным инженером и работать в престижнейших компаниях. Но к 5 курсу я понял, что этого не хочу.

Вы же к этому стремились? Неужели творчества стало не хватать?

Хватало. Компьютерный инженер — профессия интересная и творческая, когда ты должен решать конкретные задачи одной, определённой компании. Мне же не хотелось себя ограничивать, загонять в одни рамки и на выходе получить узкий спектр возможностей. Вот почему в магистратуре я перешел на кафедру теоретической механики, где был молодой, новаторский коллектив и главное — отсутствие специализированного направления развития. При этом я не замыкался лишь на учёбе, а вёл активную общественную работу. В частности, состоял в европейской студенческой организации BEST, где приобрёл бесценный организаторский опыт. Он мне очень пригодился в будущем, когда после института мне предложили стать директором Центра технического творчества молодёжи, в структуру которого впоследствии вошёл Фаблаб Политех.

В Барселоне мы изучали лучший мировой опыт

Об этом проекте хотелось спросить особо. Насколько я знаю, идея «Фаблабов» прочно вошла в нашу жизнь. С чем это связано?

«Фаблабы», уникальные производственные лаборатории, появились в начале двухтысячных для того, чтобы предоставить людям возможность творить. У обычных людей нет возможности потратить несколько миллионов рублей на покупку дорогого цифрового производственного оборудования. Зато они могут прийти в открытую цифровую лабораторию и воспользоваться её станками. Сегодня в мире работают уже около пятисот «Фаблабов». Только в России их около пятидесяти, и наш — один из ведущих.

Как конкретно вам удалось стартовать?

В 2012 году наша команда выиграла конкурс, объявленный Комитетом по экономическому развитию, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, и получила субсидию в размере пяти миллионов рублей на покупку оборудования. Причём половину денег дал комитет, вторую половину — Министерство экономического развития РФ. Эти средства, а также финансирование со стороны Политехнического университета помогли стартовать, но прежде мы командой съездили в Барселону, в один из сильнейших «Фаблабов», и там изучали лучший мировой опыт.

Мы хотим, чтобы в сознании молодёжи произошёл перескок

Объясните дилетанту: как работает ваше оборудование? Неужели оно доступно каждому?

Достаточно сделать двухмерную или трёхмерную компьютерную модель, чтобы запустить процесс. Каждый может прийти и изучить наши возможности. Другое дело, чтобы воспользоваться оборудованием, необходимо пройти определённый инструктаж, который стоит небольших денег, например, за тысячу рублей можно обучиться работе на 3D-принтере.

Что конкретно можно сделать в вашей чудо-мастерской?

Всё, что угодно. Например, ручку для стиральной машины, держатель для смартфона на велосипеде, необычное украшение. Мы недавно подсчитали, что за два года своего существования наши резиденты реализовали около 200 различных проектов. Изготовлены всевозможные 3D-принтеры, плавающие, летающие и ездящие роботы, десятки летательных аппаратов, предметы интерьера.

Наверно, к вам, таким креативным, часто обращаются производственники для реализации своих идей?

Бывает. Но всё-таки наша главная цель — предоставить все возможности для молодёжи в реализации их проектов. Хотим, чтобы в их в сознании произошёл «перескок», и они поняли: самостоятельно можно сделать практически все, что угодно. Например, сегодня у нас команды старшеклассников соревнуются в конструировании летательных аппаратов. Одни школьники его проектируют, другие печатают на 3D-принтере детали, третьи вырезают их на лазерном станке, паяют и производят сборку. Потом будем запускать модели и определим команду-победителя.

Мне нравится работать на общество

Работа с молодёжью и есть деятельность, к которой вы стремились в инженерном деле?

Сегодня я учёный, менеджер, инженер в одном лице, но это пока не остановка. Мне нравится работать на общество, на увеличение количества отечественных инженеров, рассказывать молодёжи о том, что сегодня инженерные специальности — гарантия перспективной и хорошо оплачиваемой работы. Закончив техвузы, мои друзья работают в солидных компаниях, получают зарплату до ста тысяч рублей в месяц, и их востребованность только возрастает. Можете представить мир без инженеров? Плотины разрушатся, дома будут падать, электростанции остановятся. На популяризацию специальности отлично работает курс «Инженерное дело», который мы запустили совместно с Лекториумом — одной из крупных российских образовательных онлайн-платформ.

Вы чувствуете поддержку своих идей?

Причём на самом высоком уровне. В мае прошлого года мне удалось встретиться с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, и я попросил поддержать центры молодёжного инновационного творчества, в частности их проектную и образовательную деятельность. Глава правительства пообещал, и вскоре Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере объявил конкурс «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность», победители которого получат финансовую поддержку своих проектов. Кстати, недавно, на открытии технопарка МФТИ, я лично поблагодарил Дмитрия Анатольевича за поддержку творческой молодёжи. Он пошутил, сказав, что иногда полезно ходить в правительство.

Хочу спроектировать ракету, которая полетит к другим планетам

Есть ощутимая поддержка — нельзя упускать момент. Наверно, вы, петербургские политехники, это знаете?

Мы участвуем в конкурсе по лоту «НИОКР» — научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки. Хотим сделать и запустить в производство набор цифрового оборудования, состоящий из 3D-принтера, 3D-сканера, лазерного и фрезерного станков. Его стоимость не будет превышать 500 тысяч рублей. Это значит, школы, вузы, компании, вооружившись нашим оборудованием, смогут растить у себя будущих инженеров.

Победа в конкурсе как-то отразится на ваших собственных планах?

Если нас поддержат, я стану руководителем проекта по разработке набора оборудования. Нет — планирую пойти в аспирантуру. Пока не знаю, московскую или зарубежную. Хочу пройти дополнительный этап становления, чтобы потом сделать что-то новое в научно-инженерной области.

Знаете, что именно?

Например, спроектировать ракету, которая полетит к другим планетам.