Выбор программы: технологии проектирования и эксплуатации летательных аппаратов в МАТИ

  • Университет машиностроения
    Университет
    машиностроения

  • МГТУ им. Н.Э. Баумана
    МГТУ
    им. Н.Э. Баумана

  • РУДН
    Российский университет
    дружбы народов


Сергей Захаров

Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского
Институт аэрокосмических конструкций, технологий и систем управления

Как у тебя возникла идея поступать в МАТИ?

Я занимался авиамоделизмом в течение пяти лет перед поступлением в институт. После девятого класса я оказался перед выбором — учиться в школе или пойти в техникум. Я решил учиться дальше, чтобы поступить в авиационный вуз и работать в авиационной отрасли. В качестве факультета я выбрал институт аэрокосмических конструкций, технологий и систем управления, так как он непосредственно связан с проектированием авиационной техники.

Как зародился твой интерес к авиамоделизму?

В нашу школу пришёл представитель центра детского технического творчества и рассказал об имеющихся кружках. Он сказал, что все кружки бесплатны, и мы с другом решили сходить. В дальнейшем друг перестал ходить, а я остался. На этих занятиях мы строили модели планеров, самолётов и ракет из бумаги, пенопласта (потолочная плитка) и дерева. Сначала строили простые маленькие модели, затем большие деревянные с электромоторами и двигателями внутреннего сгорания, кордовые модели и модели на радиоуправлении.

Насколько сложными были эти модели?

Первая модель, которую мы делали, включала рейку сечением 5×5 мм длиной 250 мм, шаблон крыла, хвостового оперения и груза на нос из картона для центровки. Затем мы всё это переводили на чертёжную бумагу, вырезали. Обрабатывали рейку и приклеивали к ней детали. Последней была модель истребителя F-18 с окрасом пилотажной группы «Blue Angels» из потолочной плитки с электромотором на радиоуправлении.

Сложно было готовиться к поступлению? Как ты готовился?

Было сложно. Десятый и одиннадцатый классы были загружены сильно, выходной был только один — суббота. Это меня хорошо подготовило к последующей учёбе в вузе. Я занимался дома и на подготовительных курсах при институте по математике и физике. Старался разобрать каждую тему, которую проходили, постоянно задавал вопросы учителям в школе. Курсы мне давали только дополнительную нагрузку по этим предметам и помогали выявлять белые пятна в знаниях.

Каким было поступление?

Я приехал в Москву. Принёс документы и грамоты за соревнования по авиамоделизму в институт. Одним из членов приёмной комиссии был преподаватель с моей кафедры. Он расспросил меня о моём увлечении авиацией и пригласил к себе на кафедру. Я согласился.

Ты не пожалел о поступлении?

Нет, мне нравится учиться в МАТИ. Все преподаватели компетентны и могут рассказать много интересного — как из своей области, так и из смежных. Большинство преподавателей — среднего и пенсионного возраста, но есть и молодые ребята, которые, в основном, ведут современные предметы. Они — хорошие и пунктуальные люди. Одним из преимуществ МАТИ я считаю наличие знающих преподавателей с реальным опытом и большим стажем работы на предприятиях отрасли. Также в вузе есть много секций — от хоккея до танцевальной студии, хорошая библиотека специальной и художественной литературы, отличное общежитие. Однако есть и недостатки: институт имеет несколько корпусов и, в связи с этим, когда нужно оформлять какие-либо документы, ехать нужно через половину города.

На какие предметы делается акцент в обучении и что вы делаете на занятиях по ним?

На математику, начертательную геометрию, инженерную графику, информатику, технологию полного электронного определения изделия, системы автоматизированного проектирования, сопротивление материалов и строительную механику, проектирование узлов и агрегатов летательных аппаратов, аэродинамику летательных аппаратов, этику деловых отношений и маркетинг авиационной техники. По всем дисциплинам мы выполняем курсовые и лабораторные работы. Например, по дисциплине «системы автоматизированного проектирования» нам нужно было смоделировать теорию (внешние обводы) самолёта.

Какие предметы — твои любимые, и почему?

На занятиях по инженерной графике мне нравится чертить на бумаге, по САПР (системе автоматизированного проектирования) нравится моделировать в 3D. Аэродинамика и проектирование летательных аппаратов мне интересны тем, что на этих занятиях нужно рассчитывать лётно-технические характеристики, проводить лабораторные работы и постоянно получать ответ на вопрос: «Почему самолёт летает?». Системный инжиниринг мне интересен новыми подходами к проектированию, материаловедение — свойствами материалов. Благодаря предмету «технологии полного электронного определения изделия» я многое узнаю о современных программах проектирования, например, о жизненном цикле изделия.

Как тебе твои однокурсники?

Мои однокурсники — интересные и любознательные люди. Они всегда помогут — как по учёбе, так и в жизни. У нас в группе все ребята примерно одного возраста — 21-22 года. Большинство из них — приезжие: из Орла, Липецка, Ульяновска, Твери, Владимира, Сочи, Петропавловска-Камчатского.

Какие перспективы открываются перед выпускником твоего факультета?

Выпускники могут работать в конструкторских бюро, на заводах и в аэропортах. Кроме того, если нет возможности работать в своей отрасли, то есть вакансии в любой сфере машиностроения. Например, в конструкторских бюро выпускники могут занимать должность инженера-конструктора, выпускать конструкторскую документацию (задание даёт ведущий инженер-конструктор по машине, а ты выполняешь), выпускать чертежи. На заводе они могут выпускать монтажные чертежи и выполнять проверку монтажа (в цехе окончательной сборки), техническое обслуживание и ремонт (на авиаремонтном заводе) В аэропортах они могут работать авиатехниками, обслуживать самолёты, заниматься подготовкой к вылету (заправкой топливом, например).

А ты сам где бы хотел работать в идеале в будущем?

Я хотел бы работать в Министерстве промышленности и торговли. Министром.

А после окончания вуза что планируешь делать?

Я планирую поднимать авиационную промышленность путём международной кооперации и привлечения средств и технологий из-за рубежа. Сейчас я подрабатываю в ПАО «Туполев» в должности инженера-конструктора. Об этой фирме я знал ещё до того, как начал заниматься авиамоделизмом. Непосредственно об этой вакансии узнал от преподавателей со своей кафедры.

Что входит в твои обязанности?

На такие вопросы в отделе безопасности фирмы мне сказали отвечать так: «Строим самолёты». Отвечать более конкретно мне запрещено.